Многие задаются вопросом, что такое буддизм и какая от него польза. Попробую объяснить просто и доходчиво. Всё внимание в буддизме сосредоточено на уничтожении эгоцентризма, как главного нашего поработителя, обманщика и истязателя. Что же это такое – эгоцентризм? Эгоцентризм – это Я в центре мира и Моё мнение единственно важное. Эгоцентризм родился из неведенья и является нашим главным заблуждением в представлении об окружающем мире. Неведенье – это корень лжи, искажающей истинное положение вещей, это иллюзия, наложенная на окружающий мир. Мы не будем искать ответ, как и где возникло неведенье. Это бессмысленно и ответ может знать только Будда.
Итак, эгоцентризм возник и мы стали его «счастливыми» обладателями. В результате появилась круговерть перерождений и мы познали рождение и смерть. Хорошо бы только это, но мы познали также и боль: старости и болезней, жажды и голода, холода и жары, взлёта и падений, обретения и потерь, встреч и расставаний, любви и ненависти и т.д. То есть, эгоцентризм заразил нас постоянным неудовлетворением. Почему? Потому что мы не понимаем, как существует этот мир, и пребываем в воображаемой реальности. Нам представляется окружающее незыблемым, существующим постоянно и неизменно. Хотя непостоянство наблюдается ежедневно, мы всю жизнь гоняемся за стабильностью и очень страдаем, сталкиваясь с разрушением. Разрушаются наши мечты, материальное благосостояние, страстное влечение, здоровье, молодость, положение и т.д. Возникают постоянные ощущения боли и тревоги, то усиливаясь, то ослабевая, но никогда не исчезая. Иногда возникает кратковременное ощущение счастья и радости, когда молод, здоров, удачлив, умён, находчив и обеспечен. Но это подобно опьянению, которое пройдя, ещё больше усугубляет боль.
Вот, поэтому, после просветления Будда определил четыре беспрекословных истины: 1) всё обусловленное существование есть страдание; 2) причиной страдания является неведенье; 3) есть путь пресечения неведенья; 4) конечное состояние пресечения есть блаженство и покой (нирвана).
Итак, враг определён – эгоцентризм. Как его победить, если мы и есть он? Для этого есть «Восьмеричный путь»: 1) правильное понимание, 2) правильное устремление, 3) правильная речь, 4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильное развитие внимательности, 8) правильное развитие сосредоточения. Если обобщить, то нужно трудиться в двух направлениях: постоянно осознавать воззрение Будды и стремиться действовать в сострадании и любви, то есть, очистить свой разум от эгоцентрического мрака и вести свою жизнь, не поддаваясь эгоизму. Да, это невероятно тяжело. Поэтому, для успешного прохождения этого пути нужен духовный наставник-проводник, тот человек, который уже прошёл этот путь или же его ключевые стадии.
Воззрение Будды простое – ничто в этом мире не существует само по себе, то есть, нет ничего вечного и неделимого, всё непостоянно и существует во взаимозависимом состоянии. Чем глубже мы понимаем это воззрение, тем меньше привязанностей у нас возникает, а значит, жизнь становится ярче и насыщеннее.
Чтобы вести свою жизнь, не поддаваясь эгоизму, нужно определить для себя приоритетный метод пути. Путь – это кардинальное преобразование своей жизни. Так как, главной силой
эгоцентризма является страстная необузданность, то и все пути различаются только в методах работы с этими страстями.
Есть монашеский и мирской пути. Монашеский – это путь обетов и дисциплины, где страсти пресекаются через их круглосуточное недопущение. Мирской путь есть обычный и необычный. Обычный – это путь шести практик: даяния, нравственности, терпения, усердия, сосредоточения и мудрости, где сила страсти берётся под контроль, наделяя нас способностью служения другим. Необычный – это путь использования огромной силы страсти для мгновенного просветления. Этот путь проходится только под контролем просветлённого наставника.
Думаю, что все учения великих учителей и подвижников связаны в той или иной степени только с проблемой эгоцентризма. А все церкви и верования в богов и дьяволов это всего лишь манипуляции с невежественным человечеством, созданные в периоды исчезновения истинных учений. Эгоцентризм очень хитёр и могуч и, если мы его неосознанно подпитываем, заблуждаясь по этому поводу, то ни о каком духовном продвижении не может быть и речи. Боль и страдания останутся, сколько бы мы не просили бога об избавлении. Поэтому, буддизм говорит, свобода находится только внутри нас и только мы сами способны себя освободить.