Существуют и другие доступные нам памятования, которые помогают ценить рождение в форме человека. Люди стремятся избежать контактов со всем, что напоминает о старости, болезнях и смерти, в то же время сильно привязываясь к живым существам и неживым объектам.
Некоторые также пытаются отрицать моральную ответственность за свои поступки. Приведённые ниже памятования высвечивают эти заблуждения, и помогают нам чётко распознать их. Поэтому Будда сказал, что все его последователи должны ежедневно заниматься этой практикой.
1. Я подвержен старению. Я не преодолел старость.
2. Я подвержен болезням. Я не преодолел болезни.
3. Я подвержен смерти. Я не преодолел смерть.
4. Всё, что у меня есть, всё любимое и приятное, изменится и исчезнет.
5. Я — хозяин своей кармы, наследник своей кармы, рождён благодаря моей карме, связан со своей кармой, живу, поддерживаемый моей кармой. Какую бы карму я не накопил — хорошую или плохую, именно её я и унаследую.
Это памятование особенно эффективно для развития умственных качеств настойчивости и избавления от лени и сонливости. При ежедневном повторении данные строфы позволяют развить чувство ценности человеческой жизни и подталкивают к использованию этих редких условий наилучшим образом.
Развитие доброжелательности.
Есть ещё одно полезное памятование, которое противодействует состояниям ума, основанным на ненависти. Это медитация доброжелательности, широко распространённая в буддийских странах. Она даёт множество преимуществ, начиная от возрастания личного счастья и приобретения множества хороших друзей, вплоть до облегчения медитативной практики и обретения благоприятного перерождения благодаря отсутствию спутанности ума в момент смерти. Поэтому, в процессе ежедневной практики вы можете, в соответствии с широко распространённой во всех буддийских странах Юго-Восточной Азии традицией, продекламировать следующие строфы:
Пусть во мне не будет враждебности.
Пусть я не буду приносить страданий.
Пусть у меня не будет умственных и телесных страданий.
Пусть я смогу сохранить собственное счастье.
Какие бы ни были существа — пусть у них не будет ненависти.
Какие бы ни были существа — пусть они не приносят страданий.
Какие бы ни были существа — пусть у них не будет умственных и телесных страданий.
Какие бы ни были существа — пусть они смогут сохранить собственное счастье.